Краткая биография Поленова Василия Дмитриевича

Поленов – выдающийся русский художник. Основное направление живописи, в котором он работал - лирический пейзаж. Одно из самых посещаемых достопримечательностей Тульской области –музей-усадьба Поленова, что говорит о неиссякаемом интересе современников к этому художнику.

  • Дата рождения:
    20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург, Российская империя
  • Дата смерти:
    18 июля 1927 (83 года), усадьба Борок, Пахомовский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР
  • Род деятельности:
    художник, педагог
  • Наиболее значимые работы:
    «Золотая осень», «Бабушкин сад».
  • События по датам:
Детство.

Будущий художник появился на свет в Санкт-Петербурге. У родителей, принадлежавших к потомственному дворянству, родилось сразу 2 детей. Близнецов назвали Василием и Верой. Отец был известным человеком – дипломатом, библиографом, археологом. Дед Василия по отцовской линии был академиком, занимался вопросами словесности, а прадед – правоведом и юристом. Мать писала книги для детей. Женщина рисовала, а в молодые годы обучалась живописи у Брюллова. Дядя Василия, реформатор судебной системы, имел голос в сенате.

В 10-летнем возрасте ребенок очутился в окружении девственных лесов Олонецкой губернии. Позднее целая серия картин (37 полотен) расскажет об удивительных впечатлениях мальчика того периода жизни. Хотя наиболее запоминающееся детское воспоминание было связано с посещением родовой усадьбы в Тамбовской губернии. Здесь жила бабушка Василия по материнской линии – Вера Николаевна. Дочь знаменитого архитектора, она рано потеряла родителей. После этих событий ее взял на воспитание Державин. Бабушка была крайне образованным человеком – отлично знала историю, интересовалась поэзией.

Вера Николаевна любила рассказывать предания, былины, сказки. Она всячески поощряла увлечения Василия. Бабушка проводила с внуками конкурсы по изобразительному искусству.

Семья Поленовых была многодетной. Наиболее одаренными детьми были Василий и его сестра Елена – самая младшая из них. Для их обучения были приглашены преподаватели из Академии художеств. Оба ребенка впоследствии станут живописцами.

Обучение изобразительному искусству.

Знаковой встречей для Василия можно считать знакомство с Чистяковым – отличным художником и педагогом. В те годы преподаватель еще сам учился в Академии. Чистяков обучал Василия и его сестру изобразительному искусству, формировал у них потребность в тщательном изучении натуры. Он учил детей в начале подумать, а потом начинать воплощать свою идею.

Юноша с большим энтузиазмом учился художественному мастерству. Он собирался продолжить обучение по этому профилю. Родители стали противиться выбору сына, настаивали на получении классического образования. Поленову пришлось поступить в Петербургский университет, что произошло в 1963 году. Однако его хватило ненадолго. Молодой человек покинул стены учебного заведения. Поленов был зачислен в Академию художеств, где обучался в вечерних классах. В 1967 году он завершил обучение, был награжден серебряной медалью за свои творческие труды.

Обучившись любимому делу, Поленов решил, все же, пройти обучение в Университете. Он выбрал для себя профессию юриста. Через несколько лет Василий защитил диссертацию. Тема его работы освещала вопрос взаимосвязи различных ремесел и искусства. В этот же период времени художник был награжден Большой золотой медалью за одну из своих картин. Вместе с ним эту же награду получил и Репин. Оба талантливых живописца были премированы поездкой за границу продолжительностью в 6 лет.

Жизнь за границей.

Живописец побывал в Германии, Франции, Италии. Как художник, Поленов был еще в поиске собственного направления. За границей он посещал галереи, музеи, хотел разобраться в своих художественных предпочтениях.

Попав в Италию, художник познакомился с новыми людьми. Среди них был известный меценат, члены Абрамцевского кружка. Поленова закрутила светская суета, водоворот событий, а аскетический образ жизни и занятия живописью ушли на задний план. Театральные представления, дискуссии, карнавалы – вот что интересовало его в этот период времени.

Наиболее значимым в художественном плане стало посещение Франции. Особенная стилистика художников этой страны восхитила его. Василию по душе пришлась французская барбизонская школа. Его работа «Ливень» была написана под впечатлением данного направления живописи. В этот период времени художник познакомился с Тургеневым. Увидев картину «Ливень», писатель пришел в восторг. Посетив французскую Нормандию, художник почувствовал прилив сил. Здесь он создал целую серию картин-пейзажей.

Досрочно вернувшись на родину, художник предъявил свои «заграничные» работы. Его труды были оценены по достоинству – он стал академиком. Сразу же после возвращения Василий записался в добровольцы и отправился на сербско-турецкую войну. Василий сражался в битвах, за что получил награды.

Признание таланта.

Живописец хотел жить в Москве, где и поселился. Известнейшая картина Поленова «Московский дворик», дебютировавшая на выставке передвижников, имела головокружительный успех. Поленова удивила восторженная реакция зрителей, поскольку ему данная работа не нравилась. Он считал, что уделил ей мало времени, не доработал ее. Особенно картина понравилась критикам. Зритель ощущал в ней утонченную поэзию, «тургеневское» настроение, особенную теплоту.

С 1881 года художник создает цикл работ, посвященных жизни Христа. Василий прервал на некоторое время свою работу, решив посетить Ближний Восток. Вместе с двумя специалистами-единомышленниками он отправился в поездку. Они посетил множество стран. Поленова восхищала яркость красок этой особенной части земного шара. Этюды, созданные в этот период, экспонировались на выставке 1885 года. Они были проданы сразу же – прямо на выставке их купил коллекционер Третьяков.

Возвратившись, он вновь обратился к теме о жизни Христа. Поленов задумал картину «Христос и грешница», отнесся к этой работе с особой тщательностью. Для того чтобы подобрать натуру, художник совершил поездку в Италию. После того как Поленов экспонировал ее на выставке, к нему для переговоров о покупке подошел Третьяков. Однако полотно приобрел русский царь, на считанные минуты опередив известного коллекционера.

Просветительская деятельность.

В 1890 году художник приобрел недвижимость вдоль берегов Оки – старенькое имение. Он мечтал о доме, где он оборудует музей, галерею, библиотеку. Здесь Василий основал дом, созданный по его же чертежам – эта усадьба стала центром просвещения. В галерее были размещены работы Поленова и его знаменитых учеников. Он основал 2 деревенские школы и световой театр для сельской детворы. В 1905 была окончена работа над циклом полотен о Христе. Картины экспонировались по всей стране, их с восторгом принимали зрители.

Заключительный этап жизни

Поленов вписался в условия нового времени. Он преподавал живопись, создавал кружки, где обучали театральному мастерству. В честь 80-летия художника в Третьяковской галерее прошла его персональная выставка. В 1927 году выдающийся художник и общественный деятель ушел из жизни.

Личная жизнь.

В 1882 году Поленов женился Наталье, отец которой был промышленником и купцом. У супругов родилось 6 детей. Как и Поленов, Наталья была художницей. Встретились они в особняке известного мецената. Жена мецената имела двоюродную сестру Наталью, с которой и познакомился художник. Позднее пара поженилась. Именно Наталья пошила наряды для натурщиков, позирующих к картине «Христос и грешница».

Интересные факты.

1. Живописец был особенно чувствителен к произведениям искусства. Картины одного из немецких художников «пьянили» его, как будто он принимал опиум.

2. Он интересовался старинными рыцарскими замками, рисовал их. Данные эскизы впоследствии он перенес на полотно картины «Право господина», которая будет приобретена для Третьяковской галереи. Известный коллекционер даже не торговался, он заплатил Поленову огромную сумму денег.

3. Своей первой учительницей Поленов считал мать, которая занималась графикой.