Краткая биография Грабаря Игоря Эммануиловича

Игорь Грабарь – выдающийся художник, искусствовед, архитектор, профессор. Его пейзажи, натюрморты были пронизаны светом. Грабарь представлял собой яркую и многоплановую личность. Художник занимался организацией выставок советских живописцев за рубежом. Он проделал большую работу для сохранения древних реликвий, икон, реставрировал их. Смысл своей жизни Грабарь видел в повышении духовного уровня человека. Он отдавал всего себя служению во благо искусства.

  • Дата рождения:
    25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия
  • Дата смерти:
    16 мая 1960 (89 лет), Москва, СССР
  • Род деятельности:
    Художник, живописец
  • Наиболее значимые работы:
    «Февральская лазурь», «Зима», «Март», «Рябинка», «Ясный осенний вечер».
  • События по датам:
Детские годы

Будущий художник родился в 1871 году в венгерском городе Будапеште, входивший в тот период в состав Австро-Венгрии. У мальчика был старший брат Владимир.

Его семья, включая родственников, поддерживала движение славянофилов, содействовала ему, за что подвергались преследованиям. Отец будущего художника занимал высокий пост. Он работал юристом, был избран депутатом парламента. Несмотря на свое общественное положение, он подвергался гонениям за участие в «антимадьярской» деятельности.

Семья сменила место жительства в 1872 году. Отец стал обучать детей Демидова – богача, проживавшего в Италии, куда и перебралась их семья. Позднее отец переехал с семьей Демидова во Францию, а через 5 лет он поселился в России. Глава семейства устроился учителем в одной из гимназий, где преподавал языки. В России он проживал под вымышленной фамилией. Мать с сыном переехали к нему в Рязань лишь в 1880 году, а до этого времени Игорь жил у родственников. К моменту переезда в Россию мальчику исполнилось 9 лет.

В 1880 году Игорь поступил в Егорьевскую гимназию. Игорь любил рисовать с детских лет. Будучи еще ребенком, он не мог представить себя без карандашей и красок. В гимназии работал художник, преподававший детям рисование. Он-то и заинтересовал Игоря, привил ему интерес к живописи.

Молодые годы

В 1882 году будущий художник был принят на обучение в Императорский Лицей, находящийся в Москве. Несмотря на свою бедность, юноша производил хорошее впечатление. Он был образован, интересен, избирателен в общении. Грабарь посещал любительские художественные классы, где обучался рисованию. По окончании учебы, за отличную успеваемость Грабарь получил золотую медаль.

В 1889 году Игорь поступил сразу на две специальности. Вслед за старшим братом, Грабарь выбрал для себя профессию юриста и был зачислен в Петербургский университет. Получая юридическое образование, в этом же университете он учился и на филолога. Игорь описывал биографии выдающихся художников, публиковал литературные и исторические статьи, юмористические рассказы, рисовал иллюстрации к ним. Позднее Грабарь был принят на обучение в Академию Художеств.

Игорь начал обучаться в мастерской профессора Чистякова. Его учениками были Серов и Поленов, ставшие знаменитыми пейзажистами.

С большим интересом Грабарь путешествовал по различным станам. Его восхищала культура европейских государств - Германии, Италии, Франции. Молодого человека впечатлили работы художников-импрессионистов, которые он увидел в Париже. Он посещал мастерские Репина, обучался в Мюнхене, в одной из частных художественных школ. Преподаватель Антон Ашбе, у которого учился Грабарь, разгадал в нем недюжинный талант. Он предложил Игорю проводить занятия с учениками. Одним из самых любимых художников Грабаря был Бенуа.

Незадолго до Первой мировой войны Игорь занял должность попечителя Третьяковской галереи. Его увлекали сюжеты зимы, он отшлифовывал в своем творчестве такие темы, как «иней», «снег». Из-под кисти художника вышли картины «Мартовский снег», «Февральская лазурь», которую Грабарь считал лучшим своим произведением. Художник находил в природе дивное созвучие красок, воспринимал ее великолепие, красоту. С уходом зимы ему уже не хотелось писать пейзажи, и Грабарь переходил к натюрмортам. Он создал такие замечательные полотна как «Хризантемы», «Дельфиниум» и др.

Послереволюционный период и военные годы

Основная деятельность Грабаря в этот период была направлена на сохранение художественного наследия. Он занимался реставрацией картин. Грабарь руководил работой художественных реставрационных мастерских Москвы. В 1921 году ему было присуждено звание профессора Московского университета. Он преподавал, учил молодежь, проводил организационную работу по созданию художественных выставок.

В период Отечественной войны Грабарь был эвакуирован в Грузию. Он занимался ответственной работой - сохранением художественных ценностей. Были изъяты из храмов иконы, картины из имений. Художник и его коллеги спасли немало предметов искусства, реликвий, святынь. К нему отправляли эшелоны, наполненные произведениями искусства.

Зрелость и уход из жизни

Грабарь написал научные труды о Репине и Серове, стал главой Московского художественного института. Он был награжден званием народного художника, академика, лауреата сталинской премии. Он был назначен руководителем экспертного бюро, отбирал лучшие произведения искусства, проводил реставрационные работы, основал музей Рублева.

Великий художник скончался в 1960 году. Он прожил плодотворную жизнь. Грабарь был выдающимся художником, известным общественным деятелем, внес большой вклад в развитие своей страны. Полотна этого мастера знает весь мир.

Личная жизнь

Знакомство Игоря с художником Мещериным оказалось судьбоносным. Грабаря очаровала племянница его друга. Она была красавицей с огненно-рыжими волосами, и Грабарь вскоре предложил девушке руку и сердце. В браке с супругой Валентиной родилось двое детей. Второй женой Грабаря станет темноволосая Мария – сестра Валентины. Одна из картин увековечит этих двух женщин, двух сестер, сыгравших важную роль в жизни художника.

Интересные факты

1. Годы обучения в Императорском Лицее оказались серьезным испытанием для подрастающего Грабаря. В нем учились дети обеспеченных родителей, а Игорь принадлежал к небогатой семье. Сверстники регулярно подшучивали над ним. Мальчика спасала лишь живопись, в которой он находил утешение в эти непростые годы. Свободное время Игорь проводил на выставках, в художественных галереях – его захватывало искусство. Увлечение живописью и помогло будущему художнику справиться в тот период с предвзятым отношением учеников.

2. После женитьбы на Валентине семейная жизнь художника представляла собой яркий эмоциональный взлет. В доме Грабарей царило счастье, но произошло непредвиденное. Жена художника тяжело заболела, ее рассудок помутился. Врачи диагностировали серьезное гормональное заболевание. У художника была возможность показать жену светилам медицины, но лечение не дало результатов. Вернувшись с больницы, жена чувствовала себя подавленной. Исчезла привычная веселость и радость, она стала совершенно другим человеком. Небольшой промежуток времени Валентина прожила с семьей, а затем исчезла. Таков оказался ее выбор. После исчезновения Валентины Грабарю начала помогать ее сестра Мария, которая и заняла пустующее место жены художника.

3. Художник писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его относят к импрессионистам и постимпрессионистам. Многие предметы искусства он реставрировал. Грабарь считается выдающимся просветителем, искусствоведом, реформатором Третьяковской галереи.