Краткая биография Машкова Ильи Ивановича
Машков – известный живописец XIX века, русский и советский художник, представлявший московскую школу изобразительного искусства. Он производил впечатление яркого творческого человека, был эмоционален, имел необузданный нрав. Он испробовал различные направления, но в итоге остановился на реализме.
-
Дата рождения:17 (29) июля 1881, Михайловская, Хопёрский округ, область Войска Донского, Российская империя
-
Дата смерти:20 марта 1944 (62 года), Москва, СССР
-
Род деятельности:Художник
-
Наиболее значимые работы:«Клубника и белый кувшин», «Снедь московская. Хлебы».
-
События по датам:
Будущий живописец появился на свет в 1881 году в станице, принадлежащей Области Войска Донского. Его родители были крестьянами. Они зарабатывали на хлеб мелкой торговлей. Отец и мать Ильи выращивали фрукты, овощи и продавали их.
Рисовать Машков начал с детских лет. Он копировал картинки, портреты, иконы. В семье воспитывалось 9 детей, Илья был первым ребенком. В 8-летнем возрасте мальчик был зачислен в приходскую школу. Про годы учебы Машков вспоминал, что его любимым предметом было чистописание, к закону Божьему он относился нейтрально, а арифметика давалась с трудом.
В 1892 году он завершил образование и был отдан «в люди». Отец и мать видели в нем купца. Они хотели, чтобы сын обучился торговому делу. В самом начале Илья был определен в бакалейную лавку, а позднее – к одному из купцов. Мальчик имел ряд мелких обязанностей – занимался чисткой сапог, следил за чистотой торгового помещения, переписывал документацию. Еще Илье было доверено рисовать вывески, и он отлично справлялся с этой работой. Характер Машкова отличался своенравием – он открыто выражал недовольство хозяину лавки и не раз убегал от него. Илья хотел только одного – рисовать.
По счастливой случайности, картины юноши увидел художник Евсеев. Он принялся обучать талантливого юношу. Именно этот человек подсказал Илье, чтобы он поступал в Московское художественное училище. До некоторого момента Машков не имел представления, что художественному мастерству можно учиться. Когда же он узнал об этом, путь его был предопределен. Перед молодым человеком открылись все дороги.
В 1900 году Илья, к большой своей радости, прекратил работу в купеческой лавке. Родственники помогли одаренному юноше деньгами. Они собрали материальные средства на поездку в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Конкурс был очень большим, но Илья отлично сдал экзамены и был принят в данное учреждение.
Обучался он неровно – то его относили к худшим ученикам, то он выравнивался и его причисляли к числу самых способных студентов.
В 1904 году Илья был охвачен революционными идеями, принимал участие в событиях 1905 года. В связи с этим Машков прекратил учебу, но спустя некоторое время, возобновил ее вновь. В училище у будущего художника проявился его эксцентричный характер. В 1910 году Маковского исключили из училища. Обучаясь, он уделял особое внимание работе с цветом, использовал такие приемы художественного мастерства как гипербола, гигантизм.
Еще во время обучения Машкову было предложено поработать учителем рисования. Причиной тому стала крайняя нужда студента, сильная потребность в заработке. Свою преподавательскую деятельность Илья вел с 1904 года. В этот же период он открыл свою частную школу. Такой поворот дела дал свой положительный результат.
Уже в 1908 году художник отправился в путешествие за рубеж. Он побывал в Австрии, Германии, Англии, Франции. Возвратившись в Россию, он продолжил совершенствовать свое мастерство. Машков брал уроки у художников Коровина и Серова, преподававших в Московском училище. В этот период к нему приходит популярность, правда, со скандальным оттенком. Машков обучал художественному мастерству вплоть до 1917 года. Среди его выпускников оказались талантливые скульпторы, пейзажисты.
В 1910 году несколько живописцев, включая Машкова, занялись организацией выставки «Бубновый валет», проходившей в Москве. Картины, представленные на ней, были написаны исключительно в авангардном стиле. Живописцы были подвергнуты жестокой критике. О представленных работах писали, что они не могут называться художественными. Через год эта же группа создала организацию, которой дали такое же название – «Бубновый валет». В число данного объединения входили до 70-ти мастеров. Данное сообщество уже не критиковали, своеобразные картины нашли своих почитателей.
Революция 1917 года вызвала у Ильи позитивный отклик. Он занимался оформлением плакатов, парадов, стал организатором Союза московских художников.
Машков разрабатывал программы, по которым учились в художественных школах, работал около 10 лет преподавателем в Высших художественно-технических мастерских. С 1925 года Илья становится членом Ассоциации художников, а позднее – ее руководителем. Он меняет стиль написания картин – пишет их в духе реализма. Живописец рисует красноармейцев, пионерские лагеря, колхозников – изображает на полотнах счастливую жизнь советского народа.
В начале 30-х он ушел с преподавательской должности и уехал жить в родную станицу, где провел около 5 лет. Во второй половине 30-х гг. художник стал работать меньше. В 1937 он создал панно для банкетного зала гостиницы «Москва». Последний период своей жизни Машков жил в Абрамцево на собственной даче. Художник ушел из жизни в 1944 году, захоронен в Москве.
Глядя на картины художника можно сказать, что в них проявлена истинная суть Машкова. Его работы страстные, экспрессивные, необузданные. Он использовал яркие цвета, его мазок был насыщенным, густым. Отдельно хочется сказать о натюрмортах. В этом творческом направлении живописцу не было равных. Зритель практически кожей ощущает запах, вкус его картин. Овощи, фрукты, предметы, нарисованные им, выглядели натурально. Переспелые сливы, лимоны, хлеб кажутся настолько вкусными и правдоподобными, что вызывают аппетит, их хочется «съесть». В советское время считалась, что его картины нарисованы в духе соцреализма, хотя точнее было бы отнести их к другому художественному течению – постмодернизму.
В 1905 году Машков женился. Его супругу звали Софией. Через год у пары родился сын, который впоследствии будет репрессирован.
1. В период увлечения революционными идеями художник вспоминал, что ничего в этом не понимал. На сходки радикально настроенной молодежи его тянуло практически бессознательно. Он сравнивал это свое влечение с тем, как тянется ребенок к красивому цветку.
2. Машков настолько тяжело переносил работу в торговой лавке, что навсегда запомнил дату, когда смог уйти из нее.
3. Илья открыл частную школу. Одним из ее преподавателей был Петр Кончаловский.
4. Художнику нравилось что-либо делать руками. Специалисты считают, что этот факт и создавал особую чувственность, кинестетику его полотен.
5. Машков не стремился угодить своим преподавателям и не соответствовал правилам, канонам, которые существовали в искусстве. Он ломал существующие рамки и считал себя и свои картины вполне известными в плане ругани.
6. В годы Советской власти художник был настолько фанатичным строителем коммунизма, что писал письма с доносами в НКВД на своих старых обидчиков. Он называл их сбродом, который препятствует становлению Советской власти. Вот такая нелицеприятная страница биографии известного художника.
7. В годы войны он, по собственной инициативе, пребывал в госпитале, где писал картины военных, медперсонала, партизан.