Краткая биография Кончаловского Петра Петровича
Петр Кончаловский – выдающийся художник, один из основоположников русского авангарда. Он - последователь направления, которое называется «сезанизм». У Кончаловского был знаменитый тесть, он женился на дочери Сурикова. Художник стал учредителем общества «Бубновый валет». Его талант передался и потомкам. Именно благодаря Петру Кончаловскому появились на свет два талантливейших кинорежиссера: Андрон Кончаловский и Никита Михалков. Их фильмы и потрясающая актерская игра, радуют нас и наших современников, приносят массу позитива в этот мир.
-
Дата рождения:9 (21) февраля 1876, Славянск, Изюмский уезд, Харьковская губерния, Российская империя
-
Дата смерти:2 февраля 1956 (79 лет), Москва, СССР
-
Род деятельности:Живописец
-
Наиболее значимые работы:«Сирень в корзине».
-
События по датам:
Будущий художник появился на свет в 1876 году на территории Харьковской губернии (где сегодня располагается Донецкая область). Его отец, потомственный дворянин, был успешным книгоиздателем, литератором, переводчиком. Маленький Петя общался с выдающимися людьми, которые посещали родительский дом. У Кончаловских бывали такие творческие личности, как Коровин, Серов, Врубель.
Петр поступил на вечернее отделение Харьковской художественной школы. В 1889 года семья переехала в Москву. Именно в этом городе пройдет, практически, вся жизнь Кончаловского. Далее юноша решит обучаться в Московском университете на факультете естественных наук. Этот выбор он сделал в угоду отцу. Петра постигнет разочарование, и он бросит учебу. Кончаловский уедет во Францию, станет обучаться в Парижской Академии Жюлиана. Европейские живописцы высоко оценят способности начинающего художника.
В 1897 году Петр продолжил свое образование в Петербурге, в Академии художеств. Он выбрал для себя мастерскую Ковалевского, который специализировался на батальных картинах. Петр не проникся духом батальных полотен. Его интересовали виды природы, которую он наблюдал и зарисовывал. Начинающий художник регулярно посещал ботанический сад, наслаждался его красотой. Он переносил самые яркие моменты своих впечатлений на холст. Обучение Кончаловский завершил в 1907 году.
В 1900 году Петр открыл для себя направление, которым периодически занимался на протяжении всей своей жизни. Он рисовал декорации к любительским постановкам. Позднее он будет оформлять декорации для театральных подмостков столичных городов – Москвы и Петербурга.
С 1901 по 1913 гг. для Кончаловского наступил активный период – он объездил многие страны. Петр посетил Италию. Чуть позже он отправился в поездку по Северу России, после чего вновь приехал в Италию. Он побывал в Германии и Франции. Вместе со своим тестем, известным художником Суриковым Петр работал в Испании. В этот период в жизни Кончаловского произошло важное событие. Его картина «Рыбаки тянут сети» имела некоторый успех. После ее создания Кончаловского стали именовать художником. Несмотря на то, что работу посчитали удачной, Петр уничтожил ее в 1935 году.
До 1910 года Кончаловский метался, находился в депрессии, не мог найти свой авторский стиль. Этот период длился около 6 лет. Крайняя неудовлетворенность собственным творчеством захлестывала художника, заводила его в тупик. В 1908 году Петр увлекся творчеством постимпрессионистов. Он стал частым гостем в Лувре. Его завораживала архаическая скульптура, которую Кончаловский переносил на холст.
В 1910 году он таки нащупал свое направление. Этому способствовала поездка в Испанию. Художник переносил на холст эпизоды из жизни испанцев, и его картины вызывали у зрителей большой интерес. Его отнесли к представителям раннего русского авангарда. После этой поездки к художнику пришла известность.
В годы Первой мировой войны будущий живописец воевал на фронте, где получил ранение. Он был отправлен на лечение, после чего возвратился в строй. В 1911 по 1917 гг. Кончаловский организовал общество «Бубновый валет – организацию художников, представителей русского авангарда. Их называли «бубновалетцами», а организация просуществовала около 6 лет. Художники отрицали реалистическое направление в искусстве, идейность, приветствовали формалистические тенденции. Организация прекратила свою деятельность в 1917 году. Одним из самых ярких приверженцев этого течения и был Кончаловский.
В 1912-1913 гг. Петр меняет стилистику написания картин. Его перестает интересовать примитивизм. Кончаловский начинает выделять и изучать работы западноевропейских мастеров. Ослабевает его интерес к портретам, художник пишет натюрморты. Он поглощен творческим экспериментом, привносит в картины имитацию, коллаж, элементы кубизма. Не все ценители искусства воспринимали живопись Кончаловского, его картины называли «сырыми».
После революции художник остался жить в России, занимался административной деятельностью, преподавал. В этот период изменится его подход к живописи. Принцип реализма в искусстве, отвергнутый в молодые годы, займет в его творчестве видное место. Художник продолжал жить в Москве. В 1932 году Петр приобрел недвижимость – усадьбу Бугры. Сегодня она известна как «дача Кончаловского».
Художник дожил до преклонных лет. Несмотря на негативное отношение к бывшим дворянам, представителям творческой интеллигенции, к Кончаловскому относились достаточно спокойно. Он пользовался большим авторитетом среди своих коллег. Представители власти его ценили, относились с уважением. Он не пострадал ни от травли, ни от репрессий. Художника практически не трогали – ему не навязывали тем, не заставляли писать в конкретном жанре. Возможно, Петр чувствовал себя настолько сформированным как личность и самодостаточным, что был практически неуязвим.
Кончаловскому помог еще и тот факт, что он не конфликтовал с властями. Петр занял нейтральную позицию к происходящему в стране, был вне политики. Он сменил экспериментальную живопись, которой занимался ранее, на социалистический реализм. Живописец был востребован на административных постах, а также преподавал.
В 1943 году Петр стал лауреатом Сталинской премии. Позднее ему было присуждено звание народного художника СССР. В 1956 году, дожив до 80-ти лет, он ушел из жизни. Похоронен Кончаловский в Москве.
У Петра Кончаловского интересная семейная история – с его родом переплелся еще один известный род. В 1902 году Петр женился на Ольге, а его тестем стал выдающийся художник Суриков. В семье воспитывалось трое детей. Наталья и Михаил были родными детьми Кончаловского, а Зинаида была ребенком его жены от предшествующих отношений. Позднее Наталья, ставшая писательницей, выйдет замуж за Сергея Михалкова – популярного детского писателя советской эпохи.
1. Одним из любимых лакомств Кончаловского был сыр Рокфор, относящийся к французским сырам.
2. У художника была страсть – охота. Он держал охотничьих собак. По его дому разгуливали борзые, пойнтеры.
3. Он относится к числу плодовитых художников. За свой 60-летний «стаж» Петр создал около 2 тыс. картин.
4. Кончаловский имел свой собственный стиль написания картин. Его обозначали ярким и плотным. В картинах не прорисовывались нюансы, детали. Они более походили на схематичные образы, написанные в яркими, разноцветными красками. Одна из главных его особенностей – статичность изображений. В них нет динамизма, они похожи на застывшие формы. Эта особенность письма Кончаловского распространялась на все его картины - на написание портретов, натюрморты, композиционную живопись.
5. Своей лучшей работой в области театральных декораций художник считал оформление оперы «Купец Калашников». До конца своих дней он говорил о ней с гордостью. К этой же постановке Кончаловский придумал и костюмы.