Сочинение по картине Иван-царевич и лягушка-квакушка Билибина
Рассмотрите картину Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». К какой сказке написана картина? Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите. Чем вас заинтересовала картина? Какими впечатлениями о картине вы хотели бы поделиться? Составьте по картине небольшой текст.
Примерный план сочинения:
1. Картина – часть народной сказки.
2. Описание образа Ивана-царевича и лягушки-квакушки.
3. Удивительное место встречи.
4. Мои ощущения, эмоции и чувства к картине.
Репродукция Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» является иллюстрацией к известной народной сказке. На картине отображен момент встречи младшего из сыновей царя с его будущей супругой. Иван-царевич долго бродил в поисках стрелы и обнаружил ее в густом, зеленом болоте в лапах у лягушки. По приказу отца, сын обязан был взять в жены ту, кто нашел его стрелу.
Одеяние Ивана-царевича дает понять, что он из царской семьи. На голове героя надета красная шапка с дорогими украшениями и высоким отворотом. Образ дополняет дворянское длинное платье с узорами, подвязанное голубым поясом, и зеленые остроносые сапоги. В руках Иван держит красный лук, из которого и выпустил стрелу.
Прикрытые глаза, нахмуренные брови и руки Иван-царевича, разведенные в стороны, говорят о его возмущенном состоянии. Это неспроста: его старшие братья женились на боярских девушках, а ему досталась лягушка. Зеленое земноводное животное, большее по размеру своих сородичей, всем своим видом выражает жалость и в то же время ухмылку. Лягушка сидит на траве у небольшой елки и держит в лапах стрелу.
Поляна, на которой произошла встреча героев, хорошо освещена и представлена яркими красками. Вода голубоватого цвета, на втором плане виднеются темно-зеленые и салатовые ели, небо чистое. Рядом с ногой главного персонажа лежит сломанная березка, которая, скорее всего, была повреждена стрелой.
Рамка к иллюстрации заслуживает особого внимания – оно дополняет прекрасную картину. В верхней части обрамления и в нижних углах расположены стрелы. По задумке автора, она, видимо, символизируют судьбы героев – вначале летят навстречу и в итоге пересекаются. Живости картине добавляют изображенные синие полевые цветки по краям картины и четыре крупных жука внизу.
Художник в точности передает эмоции, переживания героев и погружает нас в атмосферу сказки. Билибину удалось воспроизвести первое знакомство Ивана-царевича и его жены, которое перерастет в любовь.
Примерный план сочинения:
1. Про художника и сказку.
2. Краткое описание картины.
3. Впечатления от картины.
Появление картины-иллюстрации неслучайно. Русский художник Иван Билибин начинал с портретов, пейзажей. Но в 23 года он попал на выставку знаменитого художника Васнецова и был поражён картиной “Богатыри”.
В этом же году он начал иллюстрировать сборник сказок Афанасьева и написал картину "Иван-царевич и лягушка-квакушка". В основе картины русская народная сказка “Царевна-лягушка”. Вернее – эпизод из неё, когда младший царский сын Иван обнаружил в болоте свою стрелу. А пущена она была им по приказу батюшки-царя своим трём сыновьям: куда стрела прилетит, там и невеста.
“Богатыри” и картина Билибина заметно отличаются. Хотя их объединяет главное – они про историю Руси. Ту, что передавалась в сказках, былинах.
Только по “Богатырям” можно многое представить, додумать. А в “Иване-Царевиче” совсем конкретный момент. Если “Богатыри” – полноценная картина, то “Иван-царевич” действительно иллюстрация.
В “Богатырях” уже небо передаёт опасность – оно неспокойное, за белыми облаками скрываются чёрные тучи. И совсем другое небо в “Иване-Царевиче” – будто просто обозначено. Но Билибин и не скрывает, что это иллюстрация. Потому и облачена в рамку. Стрелы сверху и жучки снизу намекают на главных героев.
Ничто не говорит о том, что лягушка – заколдованная царевна, только большой её размер. Может и то ещё, что в лапках у неё стрела. Она ждала того, кто пустил эту стрелу. И голова у неё обращена кверху, что отличает её от обычной лягушки.
Мир вокруг не отличается разнообразием – маленькие берёзки на болотце, вперемежку с сухими, обломанными грозой или сильным ветром. За ними густой настоящий лес. Зато поза лягушки выделяет её. В позе – надежда, что это тот самый её освободитель.
А в позе освободителя недоумение, растерянность: вот тебе на. Вот так невеста! В позе лягушки не только ожидание, но видно – освободитель понравился ей. Он и нарисован красавцем.
Именно это нравится в картине – выделено главное: настроение героев – недоумение и растерянность одного, ожидание и удовлетворение другой. Видно, что он добрый, а лягушка непростая. У меня тоже появилось ожидание – что же дальше. И сказочное настроение.
План сочинения:
1. Красота в простоте.
2. Переживания героев.
3. Нет ничего лишнего.
4. Гармоничная сдержанность цвета.
5. Русские мотивы.
Красота в простоте
Иван Яковлевич Билибин написал картину «Иван – царевич и лягушка – квакушка» для сборника народных сказок. Иллюстрация к книге сделана в 1899 году.
Графическая работа, на первый взгляд, простая, нарисованная карандашом, а не акварелью. Такая манера свойственная художнику – незамысловатость в изображении. Но за внешней простотой кроется глубокий смысл. Живописец достигает его цветовой гаммой, интересным оформлением рамки, внешним видом героев.
Переживания героев
На картине – один из самых печальных моментов сказки. Нарядный царевич видит свою невесты – лягушку. Опущенная голова, разведенные от неожиданности руки, удивленный и смиренный взгляд – понятно, какие чувства у Ивана. Не такую невесту он хотел найти.
Кажется, что лягушка понимает переживания своего суженого. Но она смотрит на него с надеждой, немного жалобно. Словно понимает – решается судьба ее и Ивана.
Нет ничего лишнего
Пейзаж вносит большой вклад в настроение картины. Вроде бы, топкое болото, мрачноватый лес, сломанная березка – все грустно. Но нет тревоги и ощущения беды. Чувство надежды на лучшее, даже покой, вносят тонкие, но прямые березки, выдерживающие тяжелые условия болота.
В графике нет ничего лишнего, каждая деталь несет свой смысл. Летящие в высоком небе птицы олицетворяют полет, веру в хорошее будущее.
Гармоничная сдержанность цвета
Цветовая гамма насыщенная, без ярких оттенков. Разве что голубой широкий пояс вносит разнообразие в общий сдержанный колорит. Только сдержанность не имеет мрачного настроения.
Идеально подобраны цвета: коричневые, желтые, светло-зеленые, приглушенная голубизна неба.
Особым фирменным стилем И.Я. Билибина является нанесения тонкого контура предметов черным цветом. Он придает картине четкость, определенность и гармонию.
Русские мотивы
Картина очень русская, и не только из-за того что является иллюстрацией к народной сказке. Художник изобразил стилизованный исторический костюм Ивана. Но особенно интересна рамка картины, где каждый элемент вносит свой смысл в полотно.
Скромные незабудки символизируют нежность. Летящие навстречу 2 стрелы – судьбы, устремленные навстречу друг к другу. Солидные майские жуки придают общему впечатлению живость и основательность.
На полотно хочется смотреть снова и снова, в ней есть загадка, чудесные и светлые образы, важные для детских иллюстраций.